Интервью 08 декабря 2022

Обстоятельный разговор с тренером групп начальной подготовки Александром Васильевичем Селивошко

  • Александр Васильевич, как вы приняли решение связать жизнь с работой тренера?

Я, если честно, не планировал становиться тренером. И, даже обучаясь на спортивном факультете, стал понимать, что не хочу тренировать и поступил на второе высшее - на экономический факультет, специальность «Банковское дело, финансы и кредит».  

Пока я учился, поступали настойчивые предложения попробовать себя в роли тренера, я долго не соглашался, думал, но в итоге решил попробовать.
И 1 апреля 2011 года я начал тренировать детей в Смоленске. Мне достались ребята не с нуля, 2002 года рождения, они уже года три как занимались. 


  • Помните свою первую тренировку? Что было самым удивительным? 

Мне сразу бросилось в глаза катание. Дети уже три года занимались хоккеем и ездили на прямых ногах. Катание было ужасное. К этому добавилось отсутствие какой-либо дисциплины и низкая техническая подготовка.

  • А как прошел первый день в группе начальной подготовки с детками которые только пришли покорять лед? 

Первая тренировка у меня была в подготовительной группе, которую собирают еще даже перед набором, в Новополоцке. Впечатления прикольные (улыбается), детки - «гальчата», разные все абсолютно. Со временем, ведя эту группу, я уже понимал: кто боится, кто стесняется, кто, например, не ходит в сад.

  • То есть тренерство затянуло в итоге?

Можно сказать и так. Очень захватывает наблюдать как этот неотесанный металл или алмаз, кто как захочет назвать, приобретает очертания, огранку. Они преображаются на твоих глазах. 

  • Как быстро запомнить имена всех детей?

В Минске, например, при больших наборах на ленте пишут имена детей и клеят на шлема. У нас наборы не такие большие и у меня как-то получается запоминать, с этим проблем не возникает. 

  •  Какое имя в нынешнем наборе самое редкое и какое самое распространенное? 

Самые редкие имена - Петя, Вася, Олег - таких нет вообще, есть один Ян, два Дамира. Наверно, нет какого-то одного популярного имени, может, чуть чаще встречаются - Арсений, Богдан, Назар, Иван даже есть. Большое разнообразие имен в группах - от Саши до Дамира.

  • А как быстро запомнить имена всех родителей им то ленту на шапку не приклеишь?)

Когда заполняем личные карточки ребенка, в процессе общения, в родительских чатах, в группах просим написать свое реальное имя и поставить фотографию - так и запоминаем. Мне это легко дается. Проблем не возникало. 


  • Что отвечать родителям на вопрос: «Будет ли мой ребенок играть в НХЛ»?

Я чаще слышу наоборот, что «мы не стремимся в профессиональный спорт, занимаемся для общего развития» - особенно, если пропускают занятия =)

Хотя, несколько раз были звонки, один даже хорошо запомнил. Мама четырехлетнего ребенка, который еще не стоял на коньках, спросила: «Подскажите, а наше это или не наше?». Я ей ответил, что если бы я мог такое посмотреть и сказать, то работал бы уже давно не здесь =)

По первому взгляду и первым тренировкам нельзя сказать, попадёт ребенок в НХЛ или нет. Чтобы стать хорошим хоккеистом нужно тренироваться очень много и в какой лиге он будет играть зависит только от него. 

Ребенок может быть скромным и тихим вне льда, но на льду раскрепощаться, либо наоборот открывать дверь в раздевалку с ноги, но тушеваться на льду. 

  • А если в целом посмотреть на набор, сколько процентов родителей хочет чтобы ребенок стал профессиональным спортсменом?

Процентов, может быть, 20 - 30 из всего набора родителей хотели бы, чтобы их ребенок стал профессиональным спортсменом.
Процентов 20 вообще не заморачивается, ну и процентов 50, водят детей потому что им просто нравится.
А шансов добиться успеха больше, если занимаешься тем, что тебе нравится, тем, что ты любишь. 

Тем более, в первую очередь, мы занимаемся с детьми не для того, чтобы определить их профессию в будущем, а для того, чтобы помочь им стать увереннее, эмоционально устойчивее и физически сильнее. Эти качества помогут в любой профессии. Может, он станет хорошим экономистом, может директором, благодаря спортивной закалке. 

Уже даже не прилично говорить, что спортсмены не умные. Это такое клеймо, которое обижает, которое где-то появилось и его стали вешать на каждого спортсмена. Я знаю много ребят, которые получают высшее образование и даже заканчивают университеты с красным дипломом. 
Когда мои одноклассники занимались всякой ерундой после уроков, я видел старую Ригу, Киев, порт в Гданьске, красивые города Беларуси - классные впечатления. И пусть у меня не сложилась спортивная карьера, да я переживал какое-то время из-за этого, но все равно очень благодарен своему крестному, что он привел меня в хоккей и родителям за поддержку. 

  • Какие дисциплинарные меры можно применять к 6-летним детям?

Детям сейчас много говорят об их правах, но забывают напоминать и об обязанностях. Приходится много разговаривать, крайне редко присаживаем на скамейку, хотя для них это одно из наиболее строгих наказаний. Но мы, в это же время, вредим всему тренировочному процессу,  так как не располагаем большими запасами времени на льду. Доносим информацию до родителей, так как тренер не должен быть плохой, а у родителей больше рычагов влияния: забрать приставку, телефон, к примеру. 

Могут поприседать на льду, но самое суровое наказание - это оставить в конце тренировки без игры в хоккей. Применяется очень редко и в крайнем случае. Морально они очень тяжело переносят такое наказание. 

  • Самая забавная история, которая случалась на тренировке групп начальной подготовки?

Самые забавные случаи связаны с экипировкой: локти вместо наколенников и наоборот, гамаши натягивали на хоккейные трусы, умудрялись даже коньки надеть не на те ноги =) Когда забывают майку, гамаши уже даже не берем в расчет. 

  •  Наверно требуется полноценное занятие проводить по экипировке?

У нас получается индивидуальный подход! Не получается собрать всех на одно занятие, потому что дети приходят в разное время, подсказываем каждому, присылаем видеоинструкции в общие чаты. Но иногда ребенка приводит не мама или папа, а бабушка или дедушка, вот тут и получаются казусы. 

  • Что в тренировках с детьми самое классное?

Видеть их прогресс, навыки, азарт в глазах, когда у них что-то начинает получатся, они это сами понимают, чувствуют и так искренне радуются!


  • Как реагируете на родителей-руководителей, которые стремятся «влезть» в вашу работу и постоянно все контролируют?

Я очень благодарен родителям, которые подсказывают как найти подход к их ребенку, когда есть особенности поведения. Тогда мы работаем сообща, чтобы успокоить или, наоборот, расшевелить ребенка. 

А когда начинают комментировать тренировочный процесс… Ну, пытаемся донести, что есть специализированная информация, и не всему в ютубе, например, можно доверять. Информации сейчас множества. И, если упражнение какое-то в интернете выглядит красиво, это не значит, что оно будет эффективным. Можно делать что-то не эффектное, но зато эффективное. Не все могут соотнести соотношение детских сил и тренировочного процесса. Не зря тренера все-таки проходят профессиональное обучение и ежегодно повышают квалификацию.
Если уже тренер что-то не так делает на тренировках, для этого есть люди, на руководящих позициях, которые повлияют на это. 
Хорошо, что я не часто с таким сталкиваюсь.   

У меня занимался сын Сергея Заделенова, нашего опытнейшего хоккеиста с крутой карьерой и ныне тренера в основной команде. И я ни разу от него не слышал каких-то непрошенных нравоучений или советов.
  • Какие конфликтные ситуации возникают у детей в таком юном возрасте, как их решаете?

Самая частая конфликтная ситуация - это стать первым при выполнении упражнения. Ни сделать его правильно и лучше всех, а стать первым) Они могут даже прослушать, что сейчас нужно выполнять, своими мыслями они думают как стать первым в колонну. Объясняем, что не важно какой по счету, важно как ты выполнил. 

Поэтому, мы либо сами назначаем направляющего в каждой группе, либо выполнение задания заканчивается по свистку, и кто остался первым, первым начинает следующее упражнение. Так получается каждый раз новый направляющий и мы не тратим драгоценное время тренировки, дети меньше отвлекаются и не тратят силы на толкотню. 

  • На каком этапе происходит разделение на нападающих/защитников/вратарей?

На начальном этапе все дети играют там, где хотят и большинство, конечно, хотят стать нападающими. 

Мы сейчас обучаем ребят уметь играть везде, и у своих ворот и у чужих. Есть дети, которым нравится мешать забивать голы сопернику. Есть те, кто хочет стать только бомбардиром. А есть те, кто выбирают позицию вратаря, потому что считают, что она менее энергозатратная) Думают, что они меньше двигаются, стоят, но нет, вратарь тоже играет. Плюс психологически нужно быть очень устойчивым. Потому что, если проиграли 5-0, то вратарь виноват, а ничего, что забили 0?

С 10 лет уже потихоньку начинается распределение, когда ребята переходят играть на все поле. И то, еще неоднократно будут перестановки, пробы, потому что даже в нападении можно играть центральным, а можно крайним. В первую очередь, конечно, учитываем пожелание ребенка. А когда совпадает желание с возможностями - вообще идеально.

Определять вратарей помогают тренера по вратарям. На тренировке даем блин, ловушку ставим в ворота и играем с теннисным мячом. Иногда тренера по вратарям конкретно кого-то выделяют, советуют постепенно уговаривать. Но больше, если честно, приходится подготавливать и уговаривать родителей, чаще всего они от такого не восторге. Вратарь - большая ответственность, не зря же говорят, что это половина команды. Тут смотрим не только на физические данные, но и на устойчивую психику. 

Хотя есть и примеры и во взрослом уже хоккее, даже в нашей основной команде, когда игроки меняют игровое амплуа.