Интервью 07 октября 2019

Михаил Климин: "Хоккеистов надо любить"

«Любая работа, которая делается сегодня, начинается вчера», - так считает Михаил КЛИМИН, который вот уже третий месяц трудится тренером по развитию в «Шахтер-2».

Михаил Федорович – человек цельный и, безусловно, интересный – примечательный своим видением, тренерским подходом, ощущением себя в хоккее. Об этом и не только мы поговорили с новичком тренерского штаба нашего фарм-клуба.

- Вы уже больше двух месяцев работаете над совершенствованием катания. Есть ли подвижки?

- Конечно, результата не может не быть, ведь любой бриллиант требует огранки и шлифовки. Основная проблема наших хоккеистов – недостаточно хорошее базовое катание. Этому вопросу мы сейчас уделяем особое внимание, чтобы готовить игроков качественно и полноценно. По видеозаписям тренировок я уже вижу, что прогресс идет. А если учитывать и динамику развития, и тот факт, что мы выступаем в чемпионате самым молодым возрастом среди фарм-клубов, то результат есть: мы держим и скорость, и движения.

 - Откуда вы привнесли все наработки?

- Все обосновано запросами самого хоккея. Все это опробовано и уже доказало свою эффективность.  Когда-то я работал  с юниорской командой в Новополоцке. В то время мало кто верил в команду, которая занимала последнее место в группе Б. Мне очень хотелось помочь этим ребятам. На тот момент я представлял, как работать со взрослыми хоккеистами, а к работе с детьми не был готов: приходилось «откатываться» назад, упрощать, не хватало знаний и темпа. В тот момент мне здорово помог Максим Трубицин (тренер «Шахтер-2» - прим.Авт.), с которым познакомились на одном из турниров, дал нужный толчок в моем развитии. Открылось второе дыхание. Я стал понимать и чувствовать, какой должна быть программа работы с этими подростками. Конечно, понимал, что в тренировочном процессе с детьми самое главное – это уметь ждать. Работал с новополоцкими юниорами по этой программе и ждал, ждал. И в один момент мне показалось, что к Новому году должен быть результат. Это действительно был эффект разорвавшейся бомбы – мы вышли в лидеры и заняли третье место.

Так что не бывает плохих детей, все зависит от личности тренера.

 - То есть талант – это еще не все?

- Хоккей – силовой вид спорта, тут одного таланта мало. Только работа - кропотливая, упорная работа. Когда-то я в этом сомневался, думал, что успех зависит от таланта, какого-то везения. Нет, во главе всего стоит именно работа. Талант можно убить, а постоянный усердный труд может выстрелить в один момент.

 - На чем основана ваша программа?

- На дисциплине и хороших отношениях в быту. И я понял, насколько велика и в то же время мала роль тренера.  Понял, что эти ребята все сделали сами, я просто им помог.

 - А в чем велика?

- В умении верить. Верить в команду.  И умении ждать.

 - Михаил Федорович, как складывался ваш путь в хоккее?

- До 31 года я играл в разных командах белорусского чемпионата. После того, как ввели лимит, пришлось уехать в Новополоцк: там довольно неплохо все складывалось. Когда появился шанс вновь вернуться в команды высшего дивизиона, я получил серьезную травму колена, и с игровой карьерой пришлось заканчивать. Так я начал работать тренером.
После работы с юниорами я отправился на летний кэмп, затем мне предложили место главного тренера ХК «Могилев». Через два года вернулся в детский хоккей – откликнулся на предложение помочь команде Арабских Эмиратов. Осмотревшись на месте, мы приступили к работе с национальной командой ОАЭ. И да, вывели ее вперед. Безусловно, работая там, я учился, приобретал новые знания. На работе я показываю продукт, а учусь я всегда дома и немало -  дабы избежать внешней конкуренции.

 - Как восприняли предложение поработать в нашем фарм-клубе?

- Когда я кинул клич в Беларусь о том, что хочу вернуться, сразу же отозвался  Максим Трубицин. Конечно же, я был очень рад поработать бок о бок с людьми, которых я знаю как профессионалов своего дела. А с Алексеем Вербицким мы когда-то играли в хоккей, он всегда был для меня авторитетной личностью. Сейчас мы работаем в одном направлении и получаем от этого удовольствие.

Не важно, какую команду ты тренируешь – взрослую, фарм или детскую. Тренер – понятие всеобъемлющее. А работать тренером по развитию – очень интересно лепить личность игрока. Я чувствую себя на своем месте.

 - В вашем случае работа и любимое дело совпали?

- Да. У каждого уважающего себя тренера работа и хобби совпадают – это Его Величество Хоккей! Если ты любишь хоккей, ты будешь работать. И мне нравится чувство собственной конкурентоспособности на этом поприще. Я за здоровую интересную конкуренцию в профессии.

 - Вы работаете исключительно с игроками фарм-клуба?

- Нет, мы все работаем на общее дело. Я –еще и второй тренер группы 2005 г.р. ДЮСШ. Стараюсь помогать всем абсолютно. Рад, что мои коллеги прислушиваются и понимают, что все те знания, которые я привез сюда, уже доказали свою результативность. Помимо основной программы у меня есть и подводящая программа, которая подходит школе: мы ставим базу, оттачиваем ее, совершенствуем. Со временем это позволит обеспечить приток в фарм подготовленных хоккеистов.

 - Главный тренер «Шахтер-2» Алексей Вербицкий заострял внимание на том, что зачастую наши соперники укомплектованы ребятами чуть постарше наших.

- В этом возрасте разница между хоккеистами в год-два – это очень много. Естественно, где-то результат будет страдать, будут и победы, и поражения, в плей-офф сыграет опыт. Да, за поражения с них тот же спрос, ведь мы готовим их к игре за первую команду – там спрашивать будут строго, и задачи будут ставить выше. Сегодня наша цель – подготовить качественную подпитку основной команде. Вот почему я всегда говорю о том, что надо любить хоккеистов.

 - Почему?

- Никто не знает, что переживает хоккеист каждый день. Изо дня в день, из года в год – рутина, работа, победы, поражения. Победы забываются быстро, поражения – чуть дольше. Поэтому хоккеист не бывает счастливым. Не каждый может позволить себе так жить и при этом жить хорошо. Кто-то заканчивает с хоккеем в  определенном возрасте, а кто-то, не взирая на травмы, идет вперед. Вот в этом особый кайф – позволить себе опять идти туда, где ты получил травму и понимать, что можешь травмироваться вновь.

А философия тренера – это другая сторона медали. Ты должен запретить что-то из того, что мешало тебе самому. Только став тренером, я стал понимать свои ошибки, которые допускал будучи игроком, понимать те моменты, где не слышал тренера. Задача стоит научить игроков контролировать все так, как это делаешь ты.

 - То есть вот этих 18-летних парней можно научить контролировать игру как тренер?

 - Мы работаем над этим и добиваемся результата через тренировочный процесс. Для тренера игра – это своего рода экзамен.

 - Какова цель вашей жизни?

- Становиться лучше с каждым днем. Хороший тренер должен быть хорошим человеком. В этом я убежден.

Мне нравится быть дружелюбным, нравится радовать людей, общаться, – да, мне нравится сегодня быть лучше себя вчерашнего, нравится здоровая конкуренция, которая позволяет двигаться вперед от игры к игре. Я постоянно ставлю перед собой микро-цели.

 - Вы говорите о совершенствовании себя. Вы спокойно признаете какие-то свои недочеты?

- Абсолютно спокойно. Хоккей двигается очень быстро, и ты должен быть всегда в тонусе, оперативно реагировать на появление новых тенденций. Но у нас принято работать в команде.

- Наверное, не все люди умеют получать удовольствие от преодоления сложностей.

- Самое главное, чтобы это вошло в привычку. Далеко не каждый характер, который проходит такое испытание, в дальнейшем связывает свою судьбу с хоккеем и добивается на этом поприще определенных результатов. По сути, эти люди с 6 лет живут в состоянии постоянной жесткой конкуренции: у них нет ни детства, ни юности. Я сам был хоккеистом, хоккейный хлеб не так сладок, как кажется. Это ежедневный труд, стресс, понукания со стороны. Я люблю хоккеистов, потому что сам прошел этот путь.

 

Софья ЯСЬКО, пресс-служба ХК «Шахтер-Солигорск».